Урок 1. Информация вокруг нас

Тема урока 1: "Информация вокруг нас"

КАК ЧЕЛОВЕК ПОЛУЧАЕТ ИНФОРМАЦИЮ
Каждый день ты узнаёшь что-то новое, чего ты не знал раньше, т. е. получаешь новую информацию. Это знания, которые даются в школе, это сведения, которые черпаешь из книг, это новости, которые слышишь по радио или от людей, с которыми общаешься.
Окружающий нас мир — мир информации. Первичную информацию об окружающем мире — о температуре, цвете, запахе, вкусовых качествах, физических свойствах предметов — люди и другие живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, через вестибулярный аппарат и нервную систему.

ИНФОРМАЦИЯ

— это сведения об окружающем нас мире.

Первичную информацию об окружающем нас мире люди и живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
Больше всего информации мы получаем с помощью органов зрения: глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов. Но можно ли полностью доверять своим органам чувств? Это не анимация — это простые рисунки, но нарисованы они таким образом, что при просмотре этих картинок происходит оптический обман зрения.
КТО КАК ВИДИТ?
ОРГАНЫ ЧУВСТВ ЖИВОТНЫХ
УСТРОЙСТВА И ПРИБОРЫ

Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человек издавна использует различные устройства и приборы:
линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т. д.
Полученную информацию человек может представить в виде записей, изображений, звуков и т. д. Какие устройства для этого ему необходимы?

ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ ПО СПОСОБУ ВОСПРИЯТИЯ

Для человека информация делится на виды в зависимости от типа рецепторов, воспринимающих её.

ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ ПО ФОРМЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Люди имеют дело с разными видами информации. И по форме представления информация делится на числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.

ЧИСЛОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Таблица умножения, арифметический пример, счёт в хоккейном матче, время прибытия поезда и др. В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.

ТЕКСТОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актёра в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио.
В устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме

ГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Рисунки, схемы, чертежи,  графики, диаграммы, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передаёт необходимый образ (модель)

ЗВУКОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

К звуковой информации относится все, что мы слышим: журчание ручья, пение птиц, музыка, речь, шум и вообще все услышанные звуки.

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Цветная графика сочетается со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трёхмерными образами. К ней относятся фильмы и мультфильмы, анимация.
ДЕЙСТВИЯ С ИНФОРМАЦИЕЙ
Потребность человека выразить имеющуюся у него информацию привела к появлению речи, письменности, изобразительного и музыкального искусства. Важную для себя информацию человек старается запомнить, а если не надеется на свою память, то и записать, например, в записную книжку — сохранить.
Люди обдумывают полученную информацию, делают определённые выводы, другими словами, обрабатывают информацию.
Поиск нужного слова в словаре, перевод текста с иностранного языка на русский, заполнение календаря погоды, раскрашивание контурных карт, вставка пропущенных букв в упражнении по русскому языку — всё это примеры обработки информации.

ДЕЙСТВИЯ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

Чтение газеты, заучивание правила или стихотворения, решение математической задачи, фотографирование — это действия человека с информацией. А вот, например, приготовление обеда — это действия с продуктами питания. Но чтобы приготовить какое-то блюдо, необходимо иметь информацию о том, как это делается. Только тогда получится вкусно и полезно. Каждое действие с чем-либо человек осуществляет на основе информации о том, как это делается.
Давайте попробуем разобраться, что происходит на картинке? Кстати, познакомься, это котик Тарасик, он ждал тебя весь урок что бы поиграть с тобой 🙂

Домашнее задание

1. Поиграть с котиком и выучить все виды информации.
РАБОТА В ТЕТРАДИ:
2. Являются ли перечисленные действия действиями с информацией: просмотр телепередачи; игра в шахматы; устное решение примера по математике; заучивание стихотворения; игра на компьютере? Поясните свою точку зрения.
3. Является ли покраска стен примером действия с информацией? Приведи примеры действий, которые не относятся к действиям с информацией.
4. Какая информация нужна человеку, приступающему к ремонту квартиры?
5. Можно ли информацию потерять? Приведите примеры.
-----------------------------

Источник: Информатика и ИКТ. 5 класс. Босова Л.Л. Босова А.Ю.

Информация вокруг нас